Булат Столяров
"Поколение, пущенное с АукцЫона"
( "Огонек" - 45, ноябрь 1997 года )

Популярность рок-группы "АукцЫон" становится пугающей. В гранках материала о Госкомимуществе собственными глазами видел словосочетание "залоговый аукцЫон". Спасибо корректорам...

"АукцЫон" интересен тем, что он исключение. Сегодня мы провожаем старый русский рок и встречаем новый. Закончился "Наутилус", другой, и, может быть, менее интересной стала "Алиса", Сукачев подался в кино, "Крематорий" и "ДДТ" напоминают о себе, но как-то вяло. На смену им приходят "Сплин", "Тайм-аут", "Мумий Тролль", кто там еще? Это называется кризис жанра.

"АукцЫон" - единственная команда старого поколения, которая сегодня набирает очки, а не теряет их. Наступило их время. И это объективно не время Кинчева или Бутусова. Эти в давней песне "Все это рок-н-ролл" четко объяснились со слушателями, что рок-музыка для них - только метод: "В этом есть что-то такое, чем взрывают мир". Иногда мне кажется, что будь Кинчев террористом, он взорвал бы меньше, чем песнями. Сожалеет ли старый рок о содеянном? По-разному. Кинчев прямо заявляет, что ему жаль, что многие ему поверили. Он вообще принял христианство. Автор текстов "Наутилуса" Илья Кормильцев отшучивается: "Я не страдаю мегаломанией и не считаю, что все, что происходит вокруг меня, происходит из-за меня". В их время, время борьбы с режимом и миром вообще "АукцЫон" был на вторых ролях. Война - это вообще не для них.

"Наутилус" бесстрастно препарировал, и люди вздрагивали от того, насколько все вокруг мерзко. Кинчев пел об одном и том же - мир прогнил и его надо менять: "Вскрой это душное небо скальпелем утренних птиц!" "АукцЫон" всегда был лишен какого бы то ни было пафоса. В те редкие моменты, когда их тексты хоть как-то соотносятся с происходящим вокруг, песня обязательно превращается в стеб. Когда их картавый солист Леня Федоров в рваной футболке поет: "Судьба народа - моя судьба!" - даже дураку становится понятно, что настало время, когда смешон любой пафос. такие изменения в эпохах всегда тоньше чувствуются молодыми. Поэтому на концертах "АукцЫона" больше всего двадцатилетних.

Старый рок внес огромных вклад в разрушение системы. Руины, произведенные им, теперь ему как бельмо в глазу. Отсюда конец "Наутилуса", отсюда христианство Кинчева. (Спокойно себя чувствует только Гребенщиков), да и то потому, что на проблемы социума ему всегда было плевать. Наставшее время поэтому - в том числе и его.) Да, это трагедия. Они делали все от чистого сердца а оказалось, что их используют.

Взрывавшие старый мир исходили из того, что им в нем плохо, а значит его надо менять. Это нечестная позиция. "АукцЫон", на мой, молодого человека, взгляд, - честнее. Им точно так же не нравятся это грязный двор, грязная страна и грязная планета. Но - из этого не следует никаких выводов. Отсюда формула нового поколения: мне здесь плохо, но это мои проблемы. Поколение next - это поколение "АукцЫона". Вот его хит: "Меня держала за ноги земля, голая тяжелая земля, медленно любила, пережевывая". Трагедия теперь порождает не энергию бунта, а энергию балагана.

Давних поклонников "АукцЫона" страшит его сегодняшняя популярность, они цинично относятся к его новым фанатам. Они боятся, что популярность погубит "шизу" песен, как это часто случается. Последний пример - "Агата Кристи". На взгляд сорокалетних - это тоже нонсенс, когда какие-то полутрезвые балбесы ("АукцЫон") собирали недавно в ДК Горбунова два дня подряд больше народа, чем Гребенщиков на своем последнем концерте. А ведь только этой весной был недельный тур по московским клубам, во время которого "АукцЫон" дал десяток концертов. Залы битком.

А правда, не странно ли: с одной страны - Гребенщиков, с другой - "АукцЫон", который на концертах и не играет вовсе, а, скорее, отрывается. Порвалась струна - ну и хрен с ней, не натягивать же среди концерта. Если не иметь дома их пластинок и слушать их впервые на концерте, то слов не разберешь. Да и не важны они. Когда спрашиваешь, а что же тогда важно, фанаты отвечают, что настроение времени. А настроение - это форма. Когда важно настроение и не важен текст, важна форма и плевать на содержание - это декаданс. Весь "АукцЫон" - это еще один плюс в копилку тех, кто утверждает, что мы переживает декаданс.

Поэт и музыкант нашей парижской эмиграции Алексей Хвостенко был прав, когда предложил им записать альбом на стихи Велимира Хлебникова. Когда форма преобладает над содержанием и главная задача - передать настроение. связного текста по идее не надо. Нужны звуки. Получился альбом "Жилец вершин", звуки вот такие:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пииэо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик
Гзи-гзи-гзэо
пелась цепь.

Жаль, что Хвостенко редко приезжает в Москву, а без него песни с "Жильца вершин" почти не исполняются. Это такой мир наоборот. Большинство из того, что "АукцЫон" играет на концерте, публика дома не включает. Они не играют на концертах "Орландину" - считается, что слова Люцифера должен петь Хвостенко, который в Париже. Мир наоборот - это термин из сатурналий. Когда смотришь на толпу фанатов под сценой ДК Горбунова, понимаешь, что, в сущности, за эти тысячелетия мало что изменилось.

Я боюсь толп. Но толпа в "горбушке" на "АукцЫоне" - это не страшно. Наверное, толпы можно разделить на "толпу за" и "толпу против". Я опасаюсь фанатов "Алисы", потому что это именно "толпа против". Они совершенно случайно не стали террористами и пришли бороться с миром на концерт. Отсюда - разбитые головы. витрины, телефонные автоматы. Поклонники "АукцЫона" - это те, кто никогда не пойдет на митинги, на штурмы или защиты белых домов. Они не воюют и даже не борются.

И поэтому они здесь.









Design: Dataart Studio © 2000